Отрывок из "Церковной истории" (1,11) византийского историка

   В те же времена жил, как нам рассказывали, и Спиридон, епископ Тримифунта на Кипре, чью святость, как я считаю, достаточно доказывает до сих пор идущая о нем молва. О том, что при содействии Божием с ним произошло, лучше всего, как это обычно бывает, знают местные жители; я же, со своей стороны, не скрою того, что о нем дошло до нас. Был он крестьянином, у него была супруга и дети, но не стал он от этого хуже в божественных деяниях...(Далее следует пересказ двух чудес из Сократа Схоластика .    
  И если речь зашла и об этом, не будет неуместным добавить и следующее: у сего
Спиридона был обычай часть из своих доходов уделять нищим, а часть одалживать всем желающим без процентов. Причем ни когда он давал, ни когда он получал, сам - не передавал и не брал, а лишь указывал на свою кладовую и велел пришедшим взять, сколько им нужно, и вернуть назад столько, сколько они взяли в долг. Вот один одолживший у него таким образом пришел отдать [долг]. Однако, получив повеление, как обычно, вернуть одолженное в кладовую самому, замыслил неправедное. Решив утаить долг, он не вернул его, но, избегнув отдачи долга, удалился, будто бы все положил. Но скрывать это он мог недолго. Ибо через некоторое время он вновь попросил у Спиридона дать ему в долг, а тот направил его в кладовку, дав ему разрешение отсчитать себе столько, сколько пожелает. Заметив, что комната пуста, он сообщил об этом Спиридону. Тот говорит ему: «Добрый человек, удивительно, как это только тебе одному кажется, что в кладовой не хватает необходимого. Сам вспомни-ка, не забыл ли ты однажды отдать прежде одолженное. Ведь если это не так, ты никак не сможешь получить то, что тебе нужно. Сходи снова, может быть, найдешь». И тот, таким образом изобличенный, сознался в своем грехе.
  Достойны удивления суровость и строгость этого божественного мужа в отношении церковного порядка. Так, рассказывают, что в какое-то время (В тексте сказано достаточно непонятно: «некоторое время спустя».) собрались по какой-то необходимости епископы Кипра, и были среди них сей
Спиридон и Трифиллий, епископ Ледры - муж и сам по себе разумный, и долгое время учившийся праву в Верите (Верит (совр. Бейрут) - город в совр. Ливане, где в IV в. находилась знаменитая юридическая школа, откуда вышло также несколько известных ораторов.). По окончании собрания Трифиллий, которому повелели наставить народ, когда нужно было привести слова [Христа] «возьми одр свой и ходи» (Тит. 1,15.), вместо «одр» сказал «раскладное ложе». И Спиридон с негодованием заметил: «Неужели ты лучше Сказавшего «одр», что постыдился воспользоваться Его словами?» Произнеся это, он сошел на глазах у всех людей со своего святительского трона и, наставляя этим, смирил того, кто кичился своей речью. Ибо он мог спокойно его стыдить, сам будучи известен и прославлен своими делами, но одновременно и являясь старшим по возрасту и поставлению.
  А то, как он относился к приему гостей, явствует из следующего. После того как начался Великий пост, зашел к нему один путник как раз в то время, когда он вместе с домочадцами обычно держал пост и в этот день вовсе не прикасался к пище. Увидев до предела изможденного путника, он сказал дочери: «Ступай, омой ноги этого мужа и принеси ему поесть». А так как девушка ответила, что у них нет ни хлеба, ни ячменя - ведь готовить их было излишним из-за поста, - то, сначала помолившись и попросив прощения, он велел дочери сварить свинины, которая хранилась засоленной в доме. Когда она ее сварила, присев вместе с гостем, он принялся есть принесенное мясо и убеждал того мужа последовать его примеру. В ответ на оправдания, что, мол, он христианин,
Спиридон сказал: «Тогда тем более не оправдывайся. Ведь все чисто для чистых, как глаголет божественное слово» (Ин.5,8.). Это о Спиридоне.
  
Цитата из "Церковной истории" Саламина Гермия Созомена приводится по книге "Святитель Спиридон Тримифунтский Кипрский Чудотворец. Агиографические источники IV-X столетий" Перевод с древнегреч. -  А.Ю. Виноградов, науч. ред. Д.А.Поспелов. Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008 г).
Скачать книгу можно по ссылке: http://depositfiles.com/files/kwn78e6ns